Хорошо, что данная проблематика возникла в разделе "философия". Ведь и в самом деле камень преткновения тут философский. Однако плохо то, что пренебрежение философскими вопросами каждый раз приводит к возникновению дискуссий, казалось бы совершенно разных, но однотипных по существу. Не решив для себя основные философские вопросы, люди обречены на то, что эти вопросы будут постоянно возникать перед ними в самых разнообразных и неожиданных формах. Не является исключением и эта дискуссия.
Сердцевина всех подобных споров состоит в непонимании дуализма понятий конкретного и абстрактного, о чем я уже намекала в одном из своих постов этой темы.
Конкретное и абстрактное - это две категории познания. И в этом смысле они ОБЕ ОДИНАКОВО субъективны, будучи продуктами человеческого ума, и в тоже время ОДИНАКОВО объективны, будучи отражением реальности в понятиях человека. Казалось бы, это известно и понятно каждому. Но, тем не менее, каждый раз приходится сталкиваться с вульгарно-материалистическими представлениями, которые под разным соусом утверждают, что конкретное де существует объективно (типа материально), а абстрактное де существует только в нашем уме (типа субъективно). Таким образом, конкретное отождествляется с материей, а абстрактное с идеальным миром. В то время как в действительности обе эти категории отражают объективную реальность, хотя и разные ее стороны. А с точки зрения субъективности и идеальности они примерно равны.
Кстати, в терминах квантовой механики, с ее тягой к проекторам
, конкретный и абстрактный взгляд выглядят действительно как проекции. Т.е. конкретный взгляд на мир - это проекция реальности на геометрическое пространство, когда все сущее оказывается расфасовано на объемные "свертки". А абстрактный взгляд - это проекция реальности на пространство состояний, когда сущее оказывается расквалифицировано по качественным характеристикам. Каждое из этих представлений представляет познавательную ценность, т.к из одной проекции очень четко видно то, что из другой не видно совсем. И наоборот. Для нас сейчас крайне важно уяснить, что обе эти проекции совершенно равноправны в отношении их объективности. Впрочем, и субъективности тоже
.
"Квантованию" (здесь делению на отдельные именованные объекты) можно подвергать реальность, как в геометрическом пространстве, так и в пространстве состояний. На то они оба пространства, что позволяют выделять и очерчивать в себе области. При этом "квантование" в геометрическом пространстве порождает "физические объекты", которые характеризуются пространственными габаритами, а "квантование" в пространстве состояний дает некие абстрактные сущности, обычно проявляющие себя как качественные квалификаторы.
Например, мы можем выделить некоего Иванова Иван Иваныча, как конкретную сущность, и это будет квант пространственной нарезки реальности. А можно выделить абстрактную сущность "человек", которая будет квантом из пространства состояний. Крайне важным обстоятельством является та особенность, что абстрактная сущность оказывается делокализованной (размазанной) в геометрическом пространстве, а конкретная сущность - делокализованной в пространстве состояний. В самом деле, где находится "человек", как абстрактная категория? - Размазан по всему земному шару, являясь "составной частью" все существ, вида Homo Sapience.
Квантовая механика имеет явное тяготение рассматривать мир (реальность) в пространстве состояний. Из-за чего объекты классической физики (которая, напротив, тяготеет к пространственным представлениям) выглядят в такой проекции делокализованными. И, наоборот, квантовые объекты в классических представлениях наделяются волновыми свойствами, что отражает их делокализацию в геометрическом пространстве.
А теперь, с этих позиций взглянем на вопросы этой темы.
Принцип суперпозиции, бытующий в квантовой механике, является своего рода аналогом принципа непрерывности пространства в классической физике, поскольку суперпозиция по своей сути есть утверждение о непрерывности пространства состояний.
Можно заметить, что в представлениях классической физики (т.е. нашего макроскопического опыта) понятие о мире и реальности все более ассоциируется именно с геометрическим пространством, нежели со списком объектов. Для нас мир - это прежде всего карта, а уж потом то, что на ней нарисовано. Ведь мы буквально так и говорим - "в мире есть то или другое". Т.е. для нас мир это как раз та пространственная "корзина", которую можно чем-то наполнять. В которой что-то может появляться (рождаться) и исчезать (умирать). И нас ничуть не смущают ПУСТОТЫ в этом пространстве, т.к. мы полагаем, что они при желании всегда могут быть чем-то заполнены. Такое положение вещей ничуть не кажется нам странным или противоречащим материализму. А теперь взглянем непредвзято на попытки квантовой механики делать то же самое в пространстве состояний, и поймем, что она не делает ничего такого, что выходило бы за границы дозволенного.
Положим, что существует две точки в пространстве состояний - человек и козел
. С точки зрения квантовой механики могут существовать все комбинации этих состояний - например, рогатые люди
. Фактически это означает, что в пространстве состояний может быть проведена линия (путь) между этими двумя точками, причем любая точка на этой линии будет соответствовать допустимому состоянию мира.
Спрашивается, отчего тогда мы не встречаем людей с рогами? - А не надо так спрашивать
, поскольку не спрашиваем же мы, отчего объекты в геометрическом пространстве упакованы не плотно. Не было бы в нем пустот, то и движение в нем было бы невозможно. Смирились же мы с пустотами в геометрическом пространстве, не исключив их из мира? Значит должны смириться и с пустотами в пространстве состояний.
Принимая геометрический образ мира вместе с пустотами, мы вынуждены принимать его таким же и в пространстве состояний. А раз так, то вполне позволительно говорить о мире как о пространстве, в котором что-то возникает и исчезает. Откуда в мире берется НОВОЕ и куда исчезает СТАРОЕ? В геометрическом пространстве принято считать, что материя не исчезает, а только лишь перемещается по пространству. С этой точки зрения новым является то, что было только что собрано из "частей", а старое - то, что разобрали на "части". При этом делается совершенно непонятно, откуда появляются новые "эмерджентные" свойства. Зато в пространстве состояний любое движение есть процесс качественного изменения. В этом пространстве появление новых качеств очевидно, зато затруднительно отнести данные качества к физическим объектам. Эти качества оказываются как бы вне пространственной локализации.
Упоминаемая в названии этой темы ноосфера, как ни странно, практически целиком относится к абстрактному понятию, соответствующему проекции на пространство состояний, а не на геометрическое пространство. Мы видим, что его элементы полностью размыты (делокализованы) на земном шаре. И тем не менее, мы готовы признать за ноосферой такое же право на существование, как человека и козла
, несмотря на то, что можно без труда выбрать конкретного представителя рода человеческого или рода козлиного, а выбрать представителя ноосферы весьма затруднительно
.
Ноосфера является такой проекций мира на понятия человека, когда вся созидательная деятельность людей оказалась спроектированной в одну точку, и эту точку назвали ноосферой. В то время как в этой же самой проекции исчезли из вида те атрибуты, которые принято отождествлять с признаками материального. Например, сложно определить какие у ноосферы габариты, объем, масса, удельный вес, температура, цвет и т.п. Из-за этого ноосфера начинает кое-кому казаться чисто субъективным плодом мысленного манипулирования, когда как все признаки объективного рассмотрения здесь присутствуют.
Несколько сложнее обстоит вопрос с Богом
. Хотя по своей сути, Бог тоже есть объект проектирования, только не человеческой созидательной деятельности, а вообще любых процессов во Вселенной, результаты которых с человеческой точки зрения выглядят, как созидание. Этот вопрос не такой простой, как кажется. И даже для меня, атеистки (не только по убеждениям, но по роду общественной деятельности). Причем сложность тут совсем не в том ракурсе, что есть ли Бог или Бога нет, а в том, что объективно существуют причины, постоянно порождающие идеи о Боге. Дело тут в том, что иерархическая структура мира не является чисто произвольной. Иерархии возникают точно тем же способом, каким осуществляется квантование. Т.е. в терминах квантовой механики, иерархии - это собственные вектора "мировой матрицы". Имеется некий произвол относительно того, как их провести, однако удельная доля иерархий (собственное число такого разложения) есть величина жестко объективная. И поскольку наша Вселенная все-таки существует, то в таком разложении будет присутствовать член, ответственный за такого рода асимметрию. Вот именно на него и ложится то самое созидательное начало. Ведь само существование есть превалирование созидания над разрушением. Тут нет ничего странного или мистического, если не считать за странность ту асимметричность сущего, благодаря чему оно существует.
Вот и наша ноосфера при таком "сингулярном разложении" начинает заваливаться на вектор созидания, а вместе с ней девиации подвергается и вектор сознания, который находится в тесной корреляционной связи с созидательной деятельностью человека. Таким образом "божественная проекция" обретает еще сознание и другие человеческие черты.