Пилюлькин, тебя переплюнули
"Участники ФШ! Всякий из вас выполняет и отдаёт каждый день какие-то команды. Чтобы любой из вас мог бы делать это осмысленно, я предлагаю прочитать мою статью. Она практически очень важная и пойдёт на пользу всем.
Существует много форм словесного общения: высказывания, вопросы-ответы, правила, нормы, рекомендации, загадки, просьбы, предсказания, решения, гипотезы, задачи, обещания, желания, угрозы, объяснения, описания, оценки… ну и ещё команды. Несмотря на то, что команды распространены не на много меньше чем высказывания, до сих пор не вполне ясно, что это такое. В данной статье мы собираемся это уточнить.
Для уяснения сути команд важно знать их семантику, а если её нет, то надо понять причину – почему. В книге [1] команды отнесены к разряду словесных выражений, для которых неприемлемо использование в качестве значений таких понятий как истина и ложь в классическом их понимании. Обоснование логики высказываний строится на семантике истина/ложь. И как тогда можно обосновать рассуждения, где наряду с высказываниями принимают участие команды?
Примеры: 1. Вася стоит = И (истина)/Л(ложь) – высказывание. Вася, стой! – команда (можно сказать, что команда И/Л?).
.2. Пример смешанного рассуждения:
Если Вася стоит, то дай команду «Вася, беги!». – посылка.
Вася стоит. – посылка.
Вася, беги! - вывод.
В книге [1] приводятся типичные попытки обосновать логику команд.
Некоторые авторы вообще отрицают возможность такого обоснования.
Другие, отмечая то обстоятельство, что существование команд невозможно без использования высказываний, которые описывают содержание команды (например, нет смысла командовать «Вася, стой!», если высказывание «Вася стоит» = И), говорят, что вывод из одних команд (!А) других команд (!В) – квазивывод, а чтобы обосновать !А |-- !В достаточно иметь А |-- В в логике высказываний (предикатов,… лишь бы истинность была – в данном случае без разницы, какая именно логика). Однако, нет убедительных процедур преобразования команд в высказывания (!А --- > В) и наоборот –– они ещё не разработаны, поэтому говорить о параллельности выводов можно только интуитивно.
Имеется предложение толковать команду по определению:
!А =df А V S, где S – санкция за А = Л. Однако, как показали другие авторы, из этого определения можно вывести абсурды.
Ещё одним способом установить отношения между !А и А является попытка найти для !А аналоги понятий И/Л: например – выполнимо/невыполнимо. Это сделать легко, но ещё не удалось при помощи этих значений выразить различие между !А и А и специфику !А |-- !В по отношению к А |-- В.
Тут же мы сообщим, забегая вперёд, результаты проделанной нами работы:
Ответ на главный вопрос, что является значением команды, состоит в том, что это значение выражается в силе её побуждения, а эта сила вычисляется исходя из положения командира и исполнителя в некоторой системе иерархии. К примеру: в системе семейной иерархии папа занимает 1 место (наивысшее), мама – 2 место, а Маша – 3. Тогда значением команды «Папа: Маша! Ешь кашу!» будет 3 – 1 = 2. «Мама: Маша! Ешь кашу!» будет 3 – 2 = 1. Команда мамы получается слабее, чем команда папы.
Преобразовать команду в высказывание !А --- > А и совершить обратную процедуру А --- > !А можно, если рассматривать команду как целевой предикат, который должен стать из ложного истинным в результате подгонки действительности под ложный предикат, в результате чего он из ложного преобразуется в истинный. Назначение команды – изменить через посредника действительность в соответствие с мыслью командира.
Мы установили, что любая команда делится на 3 части. Команда в целом имеет не 1 семантику, а 2 семантики. 1-я и 3-я части команды имеют семантику, какую мы назвали периферийной (в предыдущем абзаце именно эта семантика и рассматривалась). Периферийная семантика строится на значениях И/Л и используется при логическом взаимодействии одних команд с другими командами и при взаимодействии команд с высказываниями/предикатами.
Главная часть команды – 2-я часть. Это есть побуждение в чистом виде. Побуждение невыразимо никакими высказываниями/предикатами. Оно имеет особую специфическую семантику, какую мы назвали центральной. Категорий И/Л центральная семантика не использует. Команда имеет силу только во 2-й своей части. Пусть «Вася стоит» = Л обозначается как РЛ(Вася); для краткости опустим обращение «Вася!» (хотя обращение это абсолютно необходимый элемент команды), соответственно, введём РИ и Р! (читается как «Стой!»).
Команда делится на 3 части по порядку исполнения: Команда = РЛ --- > Р! ---- > РИ, где РЛ и РИ имеют периферийную семантику со значениями И/Л. Р! имеет значение, но И/Л не является значением Р!. Своё значение Р! получает в центральной семантике. О том, что такое центральная и периферийная семантики, будет подробно рассказано ниже.
В результате проделанной работы нам стала понятна причина известного «парадокса»: Почему команды могут встраиваться в рассуждения по логике высказываний/предикатов (семантика – И/Л), но в чистом виде не принимают И/Л значений. Объясняется это тем, что в составе рассуждений команды используют периферийную семантику, а в чистом виде (например, «Стой!) имеют семантику центральную.
Эту статью можно найти на сайте [3].
---------
В естественном языке система команд представлена в виде побудительных предложений типа:
Маша, ешь кашу! Отделение, на первый-второй рассчитайсь! Полк, шагом марш и песню запевай! Отставить! Если получили приказ «Сдавайтесь!» - не сдавайтесь! Толпа, разойдись! Взвод, слушай мою команду: на право! Если подана команда ««Петь!» при получении команды «Вместо команды «Петь!» выполнить команду «Спать!»»», то выполнять команду «Петь!»! Прочтите письмо или сожгите его! «Приказ. Бухгалтеру (имярек) выплатить з/п сотрудникам (имярек). Директор (имярек). Подпись. Дата.» Не слушай, что говорит он, о делай, что я говорю! Парад, смирно и шагом марш! (Последняя команда не выполнима.)
Обращаем внимание на то, что при выделении системы команд из естественного языка мы стремились max отделить команды от норм, поэтому в предмет нашего изучения не вошли никакие квантифицированные или квалифицированные выражения (мы не используем ни кванторы, ни модальные операторы). Из рассмотрения также исключены те команды, которые используются в технических системах (действия по сигналам светофора, например), при управлении животными, сумасшедшими. – Эти команды вносят дополнительную сложность в изложение основного материала.
Вообще говоря, семантика бывает 2 видов: 1) семантика по значению, 2) семантика по смыслу. Команды должны иметь предельно ясный смысл – иначе они бесполезны в общении. В подавляющем большинстве случаев в жизни это и имеет место (попросите командира уточнить смысл команды, если он вам не понятен). Проблема: найти значения команд.
Помимо синтаксиса и семантики есть ещё и прагматика языка – ответ на вопрос: где он используется в жизни? – Система команд используется в управлении.
Побуждение – реализация кем-то своей идеи через посредника. (1)
Комментарий к определению. Побуждение – это сущность команды и самое основное понятие в логике команд. Все прочие понятия логики команд должны опираться на это определение.
Цель – ложное утверждение, которое мыслится как истинное. (2) Комментарий к определению. Для целей данной статьи такого определения достаточно.
Команда – исходящий от кого-то сигнал (в частном случае, словесный), который вызывает в ком-то посредством побуждения целесообразное действие, превращающее отрицание в утверждение. (3)
Комментарий к определению. Действие должно быть целесообразным. Целесообразность задаёт определённость команде. Команды типа «Пойди туда – не знаю куда» являются дефектными.
Далее будет предложено символическое выражение структуры и состава команды. Одновременно будет задан синтаксис и смысловая семантика языку команд.
Целевой предикат Р – содержание «своей идеи» из определения (1).
Содержание цели составляет её смысл. Цель всегда выдаёт желаемое за действительное.
Пример. Маша не есть кашу; это равносильно, что предикат Ест кашу(Маша) = Л. Мама хочет, чтобы Маша ела кашу; это равносильно, что предикат Ест кашу(Маша) = И. В соответствие с определением (2), мама мыслит ложное утверждение Ест кашу(Маша) = Л как истинное Ест кашу(Маша) = И.
Идеализация 1. В командной системе, которую мы создаём, все цели формулируются, передаются и понимаются чётко и без искажений.
Идеализация 2. В командной системе, которую мы создаём, все цели реально достижимы. Команды типа: «Маша: Вася, дай Луну!» не рассматриваются.
РЛ/И =df Цель поставлена, но не достигнута. Целевой предикат, является Л, но мыслится как И.
РЛ\И =df Цель достигнута. Целевой предикат, является и мыслится как И, но держится в уме как Л, каковым он и был до достижении цели. (Над косой чертой /, \ то, что находится в реальности.)
Надо чётко отличать 2 последующих логических действия:
Целеполагание – создание общей цели для командира и исполнителя.
Подача команды – побуждение к достижению общей цели от командира к исполнителю.
Зачастую целеполагание в речи совпадает с подачей команды: «Мама: Маша! Ешь кашу!».
При подаче команды используется побуждение, поэтому содержание целевого предиката выражается в побудительном наклонении «Ешь!», «Встань!».
В качестве примера тут не годится «Мама: Маша! Ешь кашу!». Лучше взять в качестве примера целеполагание при стрельбе: командир сперва наносит цели на карту, затем доводит эту карту до исполнителей – и только после этого даёт команду «Огонь!». На этом примере видно, что цели у командира и исполнителей общие.
Р! =df Целевой предикат передаёт побуждение (находится в побудительном наклонении).
U – множество относительно универсальное. МШ < U – множество штабное, которое состоит только из индивидов. Эти индивиды обозначаются только собственными именами. МО < U – множество обращения, которое состоит как из индивидов, так и из агрегатов. Агрегаты должны обозначаться именами для агрегатов.
Допустимо, что МШ П МО, где «П» означает пересечение множеств. Например, командир полка входит в агрегат «полк». Агрегаты бывают упорядоченные: «полк», «парад», «строй» и неупорядоченные: «толпа». Общие имена не допускаются – нельзя обратиться к некоторому роду объектов, например: Конь!, где «конь», понимается как класс животных Equus ferus caballus.
В соответствие с определением команды (3) в её структуру входят: объекты из МШ – командиры (передающие побуждение исполнителям), которые в дальнейшем будут обозначаться как Ком., и объекты из МО – исполнители (выполняющие целевой предикат), которые в дальнейшем будут обозначаться как Исп. Целесообразное действие выражается целевым предикатом в повелительным наклонении:
(Ком. : Исп.)Р!(Исп.), где (Ком. : Исп.) – кортеж общих целей; (Исп.) – кортеж исполнителей.
Обращение – позиция Исп. в кортеже общих целей.
Пример: «Отделение! Слушай мою команду! На первый-второй рассчитайсь!». Здесь в явном виде выделен кортеж общих целей: (Ком. = «Слушай мою команду!» : Обращение в позиции какого находится «Отделение!»), целевой предикат «На первый-второй рассчитайсь!». Само собой подразумевается, что в кортеже исполнителей будет находиться Исп.
(…1,…,…п : …1,…,…п)Р!(…1,…,…п) - это чисто формальное выражение для команды.
Командиров и исполнителей может быть сколько угодно, поэтому используются многоточия. Кроме того, возможны обращения к некоторым организованным кортежам, как, например при команде «Отделение! Слушай мою команду! На первый-второй рассчитайсь!» предполагается, что командир уже знает, где первый-второй и ему надо внести некоторый порядок в строй. Допустим U = {1, 2, 3, 4}. МО = {<1, 2>, <3, 4>}. Тогда целевой предикат в корректной форме примет вид: «Стать так, чтобы последний член пары <x, y>1 являлся бы непосредственным предшественником первого члена следующей пары <x, y>2 в лексикографически упорядоченном множестве U». В данном случае мы имеем обращение к парам, а не к единицам.
Как выразить побуждение средствами логики: Пусть « < » - отношение логического подчинения, которое моделирует в логике отношения военного, административного, семейного… подчинения.
Исп. < (Ком. : Исп.), значит, что Ком. достигает свою цель (общую с Исп.) посредством Исп.
Ком. < (Ком. : Исп.), значит, что Ком. подчинён общей цели, которую выполняет Исп.
Ком. ставит цель для Исп., но не выполняет её. à Ком. подчинён общей и своей цели.
Исп. получает цель от Ком. и выполняет её. à Исп. подчинён общей и чужой цели.
Примеры: Постановка цели: (генерал : полк)Шагом марш! – Ком. ставит свою цель для Исп. Выполнение цели: Шагом марш!(полк) – Исп. выполняет общую цель.
Ком. и Исп. ПОДЧИНЕНЫ общей цели Р, но для Ком. она СВОЯ и он её не выполняет, а для Исп. цель Р ЧУЖАЯ, но именно Исп. выполняет Р. == > Ком. достигает СВОЕЙ цели ПОСРЕДСТВОМ Исп. – Что полностью соответствует определению понятия побуждение (1).
Получена смысловая интерпретация для выражений команды в виде (Ком. : Исп.)Р!(Исп.) и в виде (…1,…,…п : …1,…,…п)Р!(…1,…,…п).
После уточнения смысла команды можно переходить к установлению значения команды.
Значением команды будет мера силы её побуждения. – Таково наше решение проблемы значения изолированных команд.
Это решение подсказано практикой. Вот примеры:
.1. (рядовой : полк)Смирно!(полк) – команда невыполнимая.
.2. (майор : полк)Смирно!(полк) – команда выполнимая слабо.
.3. (генерал : полк)Смирно!(полк) – команда выполнимая сильно.
.1. (папа : Маша)Ешь кашу!(Маша) – команда выполнимая сильно.
.2. (мама : Маша)Ешь кашу!(Маша) – команда выполнимая слабо.
.3. (Вася : Маша)Ешь кашу!(Маша) – команда выполнимая
.
Отчего зависит сила исполнения команд? Что надо знать для того, чтобы ответить на вопрос: будет ли Маша выполнять команду Васи?
Из этих примеров понятно, что выполнимость команд зависит от положения Исп. и Ком. в какой-то иерархии.
Идеализация 3. В командной системе, которую мы создаём, все подсистемы имеют иерархическую организацию.
Пример: Дана иерархия:
.1-й уровень: папа.
.2-й уровень: мама.
.3-й уровень: Вася, Маша
Высший уровень иерархии – 1-й. Чем выше уровень – тем больше сила побуждения. Сила побуждения вычисляется по формуле:
Сила побуждения = уровень иерархии Исп. – уровень иерархии Ком.
.1. (папа : Маша)Ешь кашу!(Маша) = 3 – 1 = 2.
.2. (мама : Маша)Ешь кашу!(Маша) = 3 – 2 = 1.
.3. (Вася : Маша)Ешь кашу!(Маша) = 3 – 3 = 0.
При такой силе побуждения от Васи к Маше, выполнение его команды остаётся под вопросом в данной иерархии.
Команда не может иметь абсолютных значений (типа И/Л или выполнено/невыполнено). Значение конкретной команды зависит от конкретной иерархии в которую входят Ком. и Исп.:
Пример: Дана иерархия 1984 года:
.1. Генералиссимус Советского Союза.
.2. Маршал Советского Союза.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.20. Ефрейтор.
.21. Рядовой.
Команда: (Маршал Советского Союза : Ефрейтор Вася)Шаг вперёд!(Ефрейтор Вася) = 20 – 2 = 18.
А как понимать силу команды если её значение < 1? Пример:
Команда: (юродивый : царь)Дай копейку!(царь) = намного < 1.
Думается, что если сила побуждения < 1, то это уже будет не команда а просьба.
Вспомним определение !А =df А V S, где S – санкция за А = Л. Сравним его с командой: (часовой : нарушитель)Стой! Стрелять буду!!(нарушитель). Здесь в угрозе «Стрелять буду!» скрыта информация об очень высоком положении часового на посту в некоторой иерархической системе, в которую влезает нарушитель. Можно даже сказать, что при помощи угроз командиры в некоторых случаях сами задают иерархические отношения и сообщают об этом: «Руки вверх!» + наведение оружия.
Промежуточный вывод: установлен смысл и значение команды, изолированной от других команд и высказываний/предикатов. Значение команды выражает отношение Ком. и Исп. в некоторой строгой иерархии. Значение команды – мера силы её побуждения. Установленные смысл и значение мы назовём центральной семантикой логики команд.
После осмысления вышеизложенного материала можно задать формальный язык логики команд (вариант для центральной семантики) ЯЛК-1:
Словарь ЯЛК-1:
.1. а1, а2, … ап – постоянные для агрегатов.
.2. s1, s2, … sп – постоянные для собственных имён.
.3. (…1,…,…п : …1,…,…п)Р!(…1,…,…п)1,
(…1,…,…п : …1,…,…п)Р!(…1,…,…п)2, …
(…1,…,…п : …1,…,…п)Р!(…1,…,…п)п – постоянные для целевых предикатов.
Формула ЯЛК-1:
Назовём символическое выражение (…1,…,…п : …1,…,…п) кортежем общих целей. Позиции слева и справа от знака «:» назовём (штаб команды : обращение). Назовём символическое выражение (…1,…,…п) кортежем исполнителей. Обращение = кортежу исполнителей по своему словарному составу. В штаб команды могут входить только s1, s2, … sп. В обращение могут входить как s1, s2, … sп, так и а1, а2, … ап.
Если (…1,…,…п : …1,…,…п)Р!(…1,…,…п) – постоянная для целевых предикатов, то (s1,…, sп : с1,…,сп)Р!(с1,…,сп), где с есть либо s, либо а, – формула.
Центральная семантика (по значению) ЯЛК-1:
Пусть U – множество относительно универсальное. МS < U – множество индивидов. Индивиды обозначаются только собственными именами. МА < U – множество агрегатов. Агрегаты должны обозначаться именами для агрегатов. МШ – множество штабное, которое состоит только из индивидов. МО < U – множество обращения, которое состоит как из индивидов, так и из агрегатов. Допустимо, что МШ П МО, где «П» означает пересечение множеств. Un – U в п-декартовой степени. М* = {Истина, Ложь}. f – функция приписывания (предикат), которая приписывает каждому члену п-декартовой степени значение из М*: f(Un) --- > М*. МР – предикатное множество: множество всех функций f(Un) --- > М*.
Интерпретация I языка ЯЛК-1 есть функция сопоставляющая:
.1. Постоянной для агрегатов а элемент из МА, то есть 1(а) --- > МА.
.2. 1(s) --- > МS.
.3. Целевому предикату, имеющему п мест, сопоставляется элемент из МР.
Пусть последовательность Z = <1, … n>, где п включено в натуральный ряд чисел N, называется иерархией. Min член последовательности Z – высший уровень иерархии; мax член последовательности Z – низший уровень иерархии.
Интерпретация J есть функция сопоставляющая каждому члену штаба команды (командиру) и каждому члену из обращение = исполнитель одно из значений Z.
Формула значения силы побуждения:
Зпобуждения = J(исполнитель) - J(командир).
Возможной реализацией центральной семантики назовём последовательность R1 = <U, М*, Z, I, J, Зпобуждения>.
В изолированном виде команда делает упор на то, кто кем командует и с какой силой побуждения. При таком истолковании команды само содержание команды, которое выражено в целевом предикате, отодвигается на 2 план. Если заменить в вышеприведённом примере (папа : Маша)Ешь кашу!(Маша) «Ешь кашу!» на «Стой! Стрелять буду!!», то при той же иерархической системе значение команды не изменится. Не рассматривается конкретно вопрос об отношении цели к действительности и вопрос от изменении самой действительности по ходу реализации цели. Это неудовлетворительно, ибо цели просто так не задаются – если цель задана, то она задана не ради самой по себе, лишь бы чего-нибудь достичь, а ради того, чтобы привести к определённому изменению астрофизической Вселенной/Ноосферы. А различные состояния астрофизической Вселенной/Ноосферы могут описываться другими формами словесного общения – чаще всего высказываниями/предикатами, и вызываться какими-либо другими командами. Понятно, что если при рассмотрении команд сделать упор на целевой предикат как отражение изменений астрофизической Вселенной/Ноосферы, то потребуется другая, нежели центральная, семантика. Это будет периферийная семантика. Периферийная семантика отвлекается от штабного множества, множества обращения, значений силы побуждения.
Формальный язык логики команд (вариант для периферийной семантики) ЯЛК-2:
Словарь ЯЛК-2:
.1. а1, а2, … ап – постоянные для агрегатов.
.2. s1, s2, … sп – постоянные для собственных имён.
.3. Р*(…1,…,…п)1, Р*(…1,…,…п)2, … Р*(…1,…,…п)п – постоянные для целевых предикатов, где на месте символа «*» могут стоять «Л/И» либо «Л\И. Для сокращения текста станем выписывать (…) вместо (…1,…,…п), но будем держать в уме, что (…) это п-местный кортеж.
Формула ЯЛК-2:
Назовём символическое выражение (…1,…,…п) = (…) кортежем исполнителей.
.1. Если Р*(…1,…,…п) – постоянная для целевых предикатов, то Р*(с1,…,сп), где с есть либо s, либо а, – формула.
.2. Если !А и !В – формулы, то (~!A), (!A --- > !B), ((!A /\ !B), (!A V !B) – формулы.
.3. Ничто другое формулой не является.
Периферийная семантика (по значению) ЯЛК-2:
Пусть U – множество относительно универсальное. МS < U – множество индивидов. Индивиды обозначаются только собственными именами. МА < U – множество агрегатов. Агрегаты должны обозначаться именами для агрегатов. Un – U в п-декартовой степени. М* = {Истина, Ложь}. f – функция приписывания (предикат), которая приписывает каждому члену п-декартовой степени значение из М*: f(Un) --- > М*. МР – предикатное множество: множество всех функций f(Un) --- > М*.
Интерпретация Y языка ЯЛК-2 есть функция сопоставляющая:
.1. Постоянной для агрегатов а элемент из МА, то есть Y(а) --- > МА.
.2. Y(s) --- > МS.
.3. Целевому предикату, имеющему п мест, сопоставляется элемент из МР.
Возможной реализацией периферийной семантики назовём последовательность R2 = <U, М*, Y>.
Формула Р*(с1,…,сп) выполняется в возможной реализации R2 когда Y(Р*(с1,…,сп)) --- > И. Обозначается: РЛ\И(с1,…,сп).
Кортеж (с1,…,сп) выполняет формулу Р*(с1,…,сп) в возможной реализации R2 когда РЛ\И(с1,…,сп).
Формула Р*(с1,…,сп) не выполняется в возможной реализации R2 когда Y(Р*(с1,…,сп)) --- > Л. Обозначается: РЛ/И(с1,…,сп).
Кортеж (с1,…,сп) не выполняет формулу Р*(с1,…,сп) в возможной реализации R2 когда РЛ/И(с1,…,сп).
Возможную реализацию R2 назовём моделью Р*(с1,…,сп), если и только если РЛ\И(с1,…,сп). Обозначается: modР*(с1,…,сп).
Периферийная семантика (по смыслу) ЯЛК-2:
Начнём с рассмотрения примера: В [2, 492] напечатан такой текст:
«<Имярек>. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана… - «Бессмертные имена». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. – 491с.»
На его основании можно подать сложную команду:
Окрой свою книгу на странице 492*(автор) /\ Пойми, что Бунин это только слово*( автор)
Обратите внимание на то, что в логике команд нет правила перестановки посылок. Команды в «/\» менять местами нельзя.
Проанализируем 1-ю команду: Перед тем как подавать эту команду необходимо, чтобы Открыл свою книгу на странице 492Л/И(автор). После того, как команда будет исполнена, появится: Открыл свою книгу на странице 492Л\И(автор).
Пусть U = { автор }. Тогда имеем 2 предиката:
.1. автор --- > Л
И
.2. Л
автор --- > И
Сравним эти 2 предиката. При каком из них будет modОткрыл свою книгу на странице492 *(автор)? Это будет при автор --- > И. А что находится между предикатами 1 и 2? Между ними находится команда Окрой свою книгу на странице 492*(автор). Интересный вопрос: а какой смысл при этом будет иметь символ «*»? Ответы: сущность команды состоит в построении модели для Открыл свою книгу на странице 492Л/И(автор). Этот предикат должен стать из Ложного Истинным. Построение модели осуществляется приписыванием автор --- > И.
В команде Окрой свою книгу на странице 492*(автор) символ «*» обозначает приписывание автор --- > И. Правила использования символа «*»: 1) когда используется повелительное наклонение или 2) невозможно точно указать, какое значение И/Л имеет высказывание/предикат.
Кто должен делать приписывание автор --- > И? Ведь не автор же? А что должен делать автор? Чтобы выполнить команду, автор должен произвести изменения в астрофизической Вселенной – открыть свою книгу. От него данная команды больше ничего не требует. После того как он это сделает, тот командир, который требовал исполнения, мысленно произведёт автор --- > И и получит modОткрыл свою книгу на странице492 *(автор).
Имеется 2 принципиально разных способа построения mod для предикатов:
.1. Берут предикат Р(…), определяющий какое-то качество, «Забывают» о том, что Ложь включена в М* = {Истина, Ложь}. А дальше чисто субъективно выбирают некоторые элементы из области определения и ставят им в соответствие Истину. Например, я хочу, чтобы предмет а был красным. Я нахожу а в области определения Красный(…) и ставлю ему в соответствие И: а --- > И. Тогда такая интерпретация становится моделью для Красный(а). Предикатное выражение характеризует положение дел в мире, характеризует действительность (реальность объективную/субъективную). При таком подходе сама действительность подгоняется под мысль. Сотворяя свою модель, мы вместе с этой моделью сотворяем/изменяем и особую действительность, где некоторые предикаты будут = И. Красный(а) может сам по себе и не красный, но в сотворённом мире или в изменённом под Красный(а) этот предикат = И. Это будет отношением Действительности к Мысли: Д --- > М. В истории философии такое отношение некоторые называли благом. Но сейчас это название выглядит как то старомодно. Подгон действительности под мысль – это благо.
.2. Берут каждый отдельный элемент из области определения Р(…), подставляют его в Р(…) и смотрят в окружающий мир: если в мире находится объект а, обладающий свойством Р, то Р(а) = И, а, если нет, то Р(а) = Л. И так для всех элементов из области определения. В этом процессе главное – объективность. Выбор значений для элементов из области определения задаётся действительностью. Это классическая истинность: отношение Мысли к Действительности: Д < --- М.
Ясно, что при достижении цели исполнители не ищут истины, а сотворяют благо.
Теперь надо сопоставить побуждение и благо. То есть, «!» и «*» при достижении цели. Возможно ли при помощи одного лишь побуждения добиться изменения астрофизической Вселенной (без помощи посредника, который сотворяет благо)? Возможно ли, например, без физической работы автора открыть книгу в жизни, а не в мыслях? Если он будет только выслушивать команды, но ничего не будет делать? Можно с какой угодно силой побуждать Машу кушать кашу, но если она не будет открывать свой рот (то есть, подгонять жизнь под целевой предикат), то вы не добьётесь своей цели. Одного только побуждения недостаточно для выполнения команды – надо совершить ещё и благо.
Побуждение и благо взаимодополняют друг друга в команде:
Команда = побуждение + благо. Команда = ! + *.
Но побуждение должно пересекаться с благом. Они не существуют параллельно: неверно, что побуждение || благо. (Поэтому и требуются 2 семантики – одна для побуждения, другая для блага.) В командах блага не может быть без побуждений, а побуждения не имеют смысла без блага.
Пример: Сопоставим команды:
.1. Полк, шагом марш*(полк).
.2. Полк, пройти 10 километров маршем*(полк).
Вопрос: сколько астрономического времени потребуется для сотворения блага в 1 во 2 случаях и сколько аналогично времени будет сохранять свою силу побуждение? В 1-м случае времени на выполнение команды в идеале надо 0 единиц. Команда выполняется «мгновенно». Во 2-м случае этого уже не скажешь. Чтобы совершить такое благо, как пройти 10 километров, полку потребуется немало времени. Что произойдёт, если на 5-м километре пути побуждение утратит свою силу? Станет ли полк без побуждения продолжать делать благо? – Нет, он не станет этого делать (в нашей идеализированной системе команд). Пока цель не достигнута, команда (побуждение) должна сохранять свою силу. Команда утратит свою силу только тогда, когда цель будет достигнута – а достижение цели есть сотворение блага (в командах).
Проанализируем команду 2: Пойми, что Бунин это только слово*(автор).
Здесь нет принципиальных различий с командой 1, кроме того, что автора побуждают производить изменения не в объективной, а в субъективной реальности, в области своих собственных понятий. Сфера понятий – Ноосфера. Значит для того, чтобы выполнить эту команду, автору надо внести изменения в Ноосферу. Изначально автор должен был понять, что Бунин это только слово, но так не получилось (я прочитал его книгу и убедился, что он в самом деле этого не понял). Теперь ему надо изменить свою систему понятий, признав, что Бунин = слово. Добиться этого при помощи одного лишь побуждения, заложенного в команде, невозможно. Побуждение не способно воздействовать на систему понятий помимо сознания посредника (это только в нашей идеализированной системе не способно). Значит, попав под воздействие побуждения, автор для достижения цели команды сам должен подогнать свою субъективную реальность под утверждение Понял, что Бунин это только слово*(автор), чтобы можно было приписать: автор --- > И и тем самым создать модель для этого утверждения. Он должен принять субъективно этот факт.
Снова вернёмся к сложной команде:
Окрой свою книгу на странице 492*(автор) /\ Пойми, что Бунин это только слово*(автор).
Какое будет у него значение истинности? Выполнить команду 2 нельзя без выполнения команды 1 (при идеализации). Значит команда 1 преображается в Открыл свою книгу на странице 492Л\И(автор). Если выполнена команда 2, то и она тоже преобразится в Понял, что Бунин это только слово Л\И (автор). Связка /\ при всех истинных аргументах принимает значение И.
Наличие периферийной семантики позволяет командам встраиваться в рассуждения, где используется И/Л. Во пример:
.1. Все кроме автора понимают, что Бунин это только слово. – посылка.
.2. Автор не понимает, что Бунин это только слово. – из 1.
.3. Пойми, что Бунин это только слово*(автор). – команда из 2.
.4. Автор понимает, что Бунин это только слово. – из 3 после выполнения.
.5. Автор не понимает, что Бунин это только слово. – из 4, 2; вот в этом состоит особенность логики команд: она не добавляет в вывод противоречивые утверждения, порождённые ею самой, а уничтожает их; сохраняет последние, а предыдущие, которые противоречат последним, ликвидирует.
.6. Все понимают, что Бунин это только слово. – заключение, из 1,4.
31.12.2018
Литература
.1. Ивин А.А. Логика норм. – М.: Изд. МГУ, 1973.
.2. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана… - «Бессмертные имена». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. – 491с.
.3. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт. URL:
http://filosofshuranov.ru