Пипа, развитие личности - это дрессировка? Тогда это сближает нас с животными.
Чем принципиально отличается развитие личности от дрессуры?
Дрессировка (она же - воспитание
) является одним лишь из средств воздействия на психику, а стало быть, способна оказывать значительное влияние на формирование личности, если совпадает с тем периодом, когда личность только формируется.
Тем самым, дрессировка/воспитание, сама по себе, не тождественно развитию, но может способствовать или препятствовать развитию. Типа как ... агротехника
- для каких-то растений она благо (способствует их развитию), а для каких-то других (сорняков) - беда. Т.е. все дело только в том, как эта агротехника применятся. Ровно тоже самое можно сказать про дрессировку и воспитание. Образно говоря, возможно воспитать как честного человека, так и вора. Причем, то и другое будет воспитанием.
Да, с животными это нас сближает, но это свойство (реакция самообучающейся системы на обучение) является совершенно необходимым качеством живого существа, а потому в данном случае родства с животными нам можно не стыдиться. Т.е. не следует думать, что всё подряд, что есть у животных - априори плохо.
Пипа, какое значение в развитии личности занимает нравственное воспитание? И есть ли здесь место эмпатии на твой взгляд?
Трудно сказать. Но я полагаю, что очень во многом нравственное воспитание базируется на эмпатии, т.е. пытается внедрить привычку ставить себя на место человека, с которым имеешь дело. В этом смысле эмпатия может быть не врожденной, а приобретенной, как результат воспитания.
Если личность воспитывается обществом, то видимо и для целей общества?
Но всегда ли совпадают цели общества и человека? Если эти несовпадения существуют, то нам следует противиться воспитанию?
Здесь ситуация противоречивая. С одной стороны общество заинтересовано в полезных для него членах, а потому применяет воспитание/дрессуру еще с детского возраста (например, с детского сада). Но с другой стороны, общество так же является для каждого индивидуума внешней средой, к которой он вынужден приспосабливаться. И вот это последнее приспособление тоже формирует личность, обучая ее совершенно не на тех примерах, которые используются родителями и педагогами. При этом мы должны признать, что общество, как среда, довольно агрессивна из-за высокой степени взаимной конкуренции между своими членами за "теплые места". Причем, понятие "теплого места" здесь весьма растяжимое. Например, может включать в себя овладевание привлекательной игрушкой в детской песочнике. При этом успех применения физической силы против конкурента/соперника тоже является для ребенка обучающим материалом, даже если он противоречит наставлениям педагогов.
Можно образно сказать, что воспитание, как и эволюционный отбор, тоже может быть естественным и искусственным. Причем, во множестве случаев искусственное воспитание (педагогическая дрессура) может идти в разрез с естественным воспитанием, когда идет приспособление индивидуума к социальной среде.
По этим причинам, среди человеческих привычек полным-полно антиобщественных
, да и жизненные цели и интересы далеко не всегда соответствуют общественным интересам.