Корнак
|
... Словосочетание «описание мира» Кастанеда впервые вводит во второй книге. При этом он делает различие между описанием мира обычного человека и описанием мира мага. Важно отметить, что ни здесь, ни далее Карлос не говорит, что, мол, обычное описание мира является неверным, неправильным, а вот описание мира мага, это прям броня, реальность, истина. Речь идёт лишь о том, что магическое описание мира открывает дополнительные возможности, делает мир более интересным, загадочным. Однако это не значит, что магическое описание мира – реально. Понятно, о чём я? Ну, разумеется о своём любимом: и мир обычного человека, и мир мага, - игра.
Чтобы не пороть отсебятину, зацитирую из третьей книги: … Здесь следует особо остановиться на одном моменте, лежащем в основе системы магического знания. В передаче дона Хуана маг, в отличие от обычного человека, не считает мир повседневной жизни чем-то устойчивым и однозначно реальным. Для мага реальность, то есть мир как мы его знаем, – не более чем описание.
В попытках убедить меня в правомерности такого подхода дон Хуан приложил все усилия, чтобы я убедился на собственном опыте: мир, который я привык считать реальным и основательным, – всего лишь описание мира, программа восприятия, которую закладывали в мое сознание с самого рождения… (СвПис, ВетхЗав, Кн3)
Иначе говоря – чтобы применительно к разговору о смысле – программа восприятия это и есть некий набор смыслов, который в нас старательно втюхивают наши воспитатели и учителя, коими являются практически все, с кем мы так или иначе имели дело. И делается это посредством… текста. Что ж, пора начать понимать «текст» в широком смысле. То есть, например, устная передача, которую юзали первые буддисты первые столетия, это тоже – текст.
Заметили одну недотыкомку? Вчера мы говорили, что в тексте нет смысла, а сегодня говорим, что некие наборы смыслов в нас втюхивают посредством текста. Как понять? Та легко. В тексте нет смысла. Текст это только некий раздражитель, побуждающий наше сознание сформировать смысл. Ну, не знаю. Ну, возьмём электрический ток. Я включил рубильник, и засвистела дрель. Щёлкнул выключателем, и засияла лампочка. Значит ли это, что свет и вращение содержатся в электрическом токе? Как-то так. При этом надо иметь в виду, что нет абсолютной гарантии того, что эти программы восприятия или наборы смыслов работают одинаково и во всех случаях. Но об этом может когда позднее ещё скажем несколько слов, сейчас не будем отвлекаться.
Итак, ребёнок, пройдя определённый период обучения, сам становится членом группы, разделяющей одно и то же описание мира. И теперь и сам он владеет этим описанием и способен в его рамках составлять правильные интерпретации воспринимаемого, которые, в свою очередь, укрепляют описание мира. В конце концов мир «схлопывается», массаракш! И человек закрывается, устаканивается в своём описании мира, полагая, что это описание мира и есть правильное знание. Я такое трагичное состояние сознания называю, - Убеждённость (Gahhato). И сменить эту Убеждённость дело почти безнадёжное. А без такой смены нет возможности воспринять какое-либо другое описание мира, - хоть магическое, хоть, например, буддистическое. В итоге получается, что куча эзотерических дурачков развлекается (главным образом в этих ваших интернетах) тем, что годами перетирает свои фантазии на тему учения дона Хуана. А куча ангажированных Ксендзюком идиотов теми же годами и в тех же интернетах умудряется даже чего-то там практиковать. Хотя насчёт последних я зря ругаюсь, практиковать по книгам АПК действительно чего-то можно. Да только эти практики может и относятся к Постнагвализму, но к учению дона Хуана не имеют даже опосредованного отношения, поскольку никак не помогают схватить суть (или смысл?) этого самого учения. Почему? Да потому, что любые психологические, психоаналитические, психоэнергетические и тп. практики – наверняка пользительные в плане облегчения существования – не приведут к остановке мира. Опять, - почему? Ленюсь писать многабукаф. Перечитайте второй вариант (изменённый под нагуаль) текста Джемаля. Вряд ли я скажу понятнее и короче.
Итак, у нас есть терминология от КК - описание мира и остановка мира. На этой остановке и остановимся на сегодня. А может ночью и ещё разок зайду, кто ж знает? |