вы помните себя в 2 -3 года?
Возможно, отдельные впечатления. Но мне сложно сказать, относятся ли они к возрасту 2 или 4 лет. Память вообще обманчива и может подвергаться редакции. Поэтому лучше полагаться на специалистов, которые непосредственно работают с детьми, знают ограничения метода исследования, где правило, где исключение.
разве вы себя не отличали от внешней среды?
как бы я грибы собирала и кошек ловила в 2-3 года, если бы не отличала их от себя?
Одно дело отличать себя от грибов (внутреннее от внешнего), другое дело - кто что понимает под "я", самосознанием, основанным на сознании. К примеру, К.Анохин не раз говорил о том, что сознание наблюдается и у недоношенных младенцев весом 400 грамм.
В таких беседах каждый раз сначала приходится согласовывать понятие о "я". Что это такое? Является ли формирующимся паттерном/частью нейросети мозга, с которой ассоциируется "тело/ощущения"? Или же формирующимся к 3 годам
понятии о "я"? Или, всё же, чем-то более фундаментальным, неким "Атманом" или "Пуршей"(неизменной в отличие от изменяющейся материи - "пракрити"), и скорее связанным с сознанием, чем самосознанием?.
Несоклько цитат
Выделяют следующие стадии развития самосознания у человека[4]:
1. Ранний возраст
Осознание границ своего тела — 1 год.
Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
От года до трёх лет зарождается самосознание.
Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.
Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.
Для психической жизни новорождённого характерны три главных момента:
1. Преобладание нерасчлененных переживаний.
2. Отсутствие выделения себя из среды.
3. Реагирование на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально (например, лицо матери).
Так, после рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутствует, но он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (следовательно, питание ребенка представляет собой переходную форму от внутриутробного к внеутробному существованию).
Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит полифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорождённого наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием — нечто, напоминающее дремоту. Ребенок способен засыпать с открытыми (или полуоткрытыми) глазами, а бодрствовать — с закрытыми, находясь в дремоте.
1.2. Развитие новорожденного ребенка
Какими же способностями обладает новорожденный?
Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:
— рефлексов, обеспечивающих работу основных систем-организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности
- защитных рефлексов (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);
- ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);
- атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее и ползет активнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).
Т.е. в человеке есть некоторые простые безусловные рефлексы, заданные генетически. Их можно назвать "короткими дугами" восприятия-действия или сигнала-реакции. И есть развивающиеся в течение жизни сложные условные рефлексы. Длинные дуги. Которые возможно, включают и такую рефлекторную деятельность как "сознание" и "я".
И вот, не очень понятно, какая длина дуги характеризует "я".
Во всяком случае, когда вы сказали, что
""я" это какая то функция способная получать сигналы как внешние так и внутренние, обрабатывать их, и выдавать реакции." - всё сказанное выше подпадает под такое "я" - и врождённые безусловные и приобретённые условные рефлексы.
Пока непонятно, считать ли "я" некоторым результатом развития нейросети головного мозга, научившейся различать когнитивные категории (автоматические формирующиеся обобщения форм, звуков, тактильных ощущений) и как-то реагировать на них (на категорию в целом)? Или это "я" появляется как способность выделять себя "в зеркале" в определённом возрасте? Или после появления
"понятия" о "я", т.е. какого-то более высокого уровня развития (усложнения реакций) нейросети мозга, связанного которое ставит человека выше животного или Маугли, связанная с языком и описаниями.
Во всяком случае, все эти рефлексы не выглядят принципиально отличающимися от ИИ, отчего многие учёные считают вычислительные способности нейросети ИИ
в принципе или фундаментально достаточными для существования "сознания", самосознания и "я" - вопрос лишь в ресурсах для соответствующего усложнения условных рефлексов, приобретаемых ИИ в процессе обучения.